Рош а-Шана (Йом Теруа)
Рош а-Шана - это еврейский
новый год. В Торе этот праздник назван воспоминанием о трублении (Зикарон Теруа) (В Синодальном переводе сказано так:
«скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас
покой, праздник труб, священное собрание.» (Лев. 23:24)) и днем трубления
(Йом Теруа) («И в седьмой месяц, в первый [день] месяца, да будет у вас
священное собрание; никакой работы не работайте; пусть будет [это] у вас день
трубного звука;» (Чис. 29:1))
Трубление (труа) - именно на этом делает акцент Тора, а не
на трубах (шофарах). Одно из значений слова "труа", как пишет Элияhу
Ки-Тов в "Книге нашего наследия", - "разлом". Т.е.
трубление должно сокрушать сердца. "День Трубления - день
сокрушения и раскаяния (Менорат Амаор)."
"Предпочтительнее...
трубить при большом стечении народа, потому что в таком случае мы как бы
провозглашаем владычество Царя мира и признаем те законы, по которым Он судит
мир - ведь царские указы читаются при стечении народа." (Элияhу
Ки-Тов. Книга нашего наследия. М., Мосты культуры - И., Гешарим, 2006,
т.1, с.33)
Рош а-Шана является первым из "Йамим Нораим ("Дней
Трепета"), или Асерет Йемей Тшува (Десяти Дней Раскаяния), которые нужны
для раскаяния, раскаяние также связано с Йом Киппуром." http://en.wikipedia.org/wiki/Rosh_Hashanah)
"Главный момент Рош Ашана — трубление в шофар, бараний рог. Его резкий
звук должен пробудить еврейскую душу от сна, заставить ее содрогнуться." (http://tikva-israel.com/pina_rosh.html)
"Трубный
звук как бы зовет: "Восстаньте от сна своего, пробудитесь от дремоты
своей, обдумайте свои поступки; вернитесь [ко Всевышнему] с раскаянием и
вспомните о Творце вашем! Вы, забывшие об истине в повседневной суете,
погруженные весь год в тщету и бессмыслицу, которые не приноссят пользы и
спасения, - позаботьтесь о душах ваших и исправьте поступки и деяния ваши! И да
оставит каждый из вас свой грешный путь и замысел недобрый"." Рамбам.
Законы раскаяния, гл.3:4 http://toldot.ru/tora/articles/articles_494.html?template=83)
«Слово труа - родственное
слову роэ (пастух, пастырь). Трубя в шофар, мы признаем Творца
своим Пастырем (что упоминается в молитве этого дня), который постоянно
заботится о своих «овцах» - народе Израиля, о каждом еврее в отдельности.» (http://www.evrey.com/sitep/nedglav/arkhiv.php?zik=3&glav=RSh)
Это праздник Господен. В Левит 23
несколько раз сказано: праздники Господни.
На Синае, при даровании Торы, были слышны звуки шофара: «На третий день,
при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и звук
шофара (трубный звук) весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в
стане.» (Исх. 19:16)
(Согласно традиции, вначале
трубят текиа (одиночный продолжительный звук), затем шварим (три короткие звучания-стоны,
"звук сокрушенного сердца"), теруа (9 и более коротких звуков, звуки
тревоги, звуки рыдания), текиа гдола (одиночный звук).
При
звуке шофара обрушилась стена в Иерихоне: «Народ воскликнул, и затрубили в рога (трубами).
Как скоро услышал народ голос рога (трубы), воскликнул народ громким голосом, и
обрушилась стена [города] до своего основания, и народ пошел в город, каждый с
своей стороны, и взяли город.» (Иис. 6:19)
Еще
о звуке шофара в ТаНаХе:
«И
поставил Я стражей над вами, [сказав]: "слушайте звука рога (трубы)".
Но они сказали: "не будем слушать".» (Иер. 6:17)
«Все
вы, населяющие вселенную и живущие на земле! смотрите, когда знамя поднимется
на горах, и, когда затрубит шофар (загремит труба), слушайте!» (Ис. 18:3)
«Но
будет в тот день: Господь потрясет всё от великой реки до потока Египетского, и
вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому; и будет в тот день: вострубит
великий шофар (великая труба), и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и
изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме.»
(Ис. 27:12-13)
«Трубите
в рог (трубою) на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все
жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок -» (Иоиль 2:1)
«Раздирайте
сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ
и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Кто знает, не
сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния
Господу Богу вашему? Вострубите в рог (трубою) на Сионе, назначьте пост и
объявите торжественное собрание.» (Иоиль 2:13-15)
«Трубит
ли в городе рог (труба), - и народ не испугался бы? Бывает ли в городе
бедствие, которое не Господь попустил бы? Ибо Господь Бог ничего не делает, не
открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам.» (Ам. 3:6-7)
Как
праздновали израильтяне этот праздник? Прочитайте Неем. 8:1-12.
Мессианское значение праздника
«потому
что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и Божьем шофаре (трубе
Божией), сойдет с неба, и мертвые в Мессии (во Христе) воскреснут прежде;» (1
Фес. 4:16)
«тогда
явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена
земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и
славою великою; и пошлет Ангелов Своих с шофаром громогласным (трубою
громогласною), и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края
их.» (Мф. 24:30-31)
«вдруг,
во мгновение ока, при последнем шофаре (последней трубе); ибо вострубит, и мертвые
воскреснут нетленными, а мы изменимся.» (1 Кор. 15:52)
Традиции праздника
В первую ночь Рош а-Шана (у сефардских евреев – во вторую) кусок халы
обмакивают в мед, и съедают его. Затем сладкое яблоко также обмакивают в мед, произносят
благословение, съедают его, и просят Всевышнего о хорошем и сладком годе.
"Все блюда, подаваемые на
праздничный стол, символизируют пожелания о том, чтобы грядущий год был
хорошим. Горькие, кислые и соленые блюда убирают подальше. К столу принято
подавать сладкие блюда и фрукты: мед, финики, гранаты и яблоки. Ломоть халы –
праздничной булки - обмакивают в блюдечко с медом. Это символизирует пожелание,
чтобы наступающий год был сладким. Съев первый ломоть халы, берут дольку
яблока, макают в мед и говорят: "Дай Бог, чтобы новый год был хорошим и
сладким". Есть также обычай кушать во время трапезы кусок рыбьей или
бараньей головы, говоря при этом: " Дай Бог, чтобы мы стали в голове, а не
в хвосте"." (http://mjcc.ru/Evreiskii_Jenskii_Virtyalnyi_Klyb/Evreiskaia_kyhnia/Sbornik_koshernyh_receptov/Bluda_na_Rosh-Ashana/)
БЛЮДА НА РОШ А-ШАНА
"Все блюда,
подаваемые на праздничный стол, символизируют пожелания о том, чтобы грядущий
год был хорошим. Горькие, кислые и соленые блюда убирают подальше. К столу
принято подавать сладкие блюда и фрукты: мед, финики, гранаты и яблоки. Ломоть
халы – праздничной булки - обмакивают в блюдечко с медом. Это символизирует
пожелание, чтобы наступающий год был сладким. Съев первый ломоть халы, берут
дольку яблока, макают в мед и говорят: "Дай Бог, чтобы новый год был
хорошим и сладким". Есть также обычай кушать во время трапезы кусок рыбьей
или бараньей головы, говоря при этом: " Дай Бог, чтобы мы стали в голове,
а не в хвосте"." (http://mjcc.ru/Evreiskii_Jenskii_Virtyalnyi_Klyb/Evreiskaia_kyhnia/Sbornik_koshernyh_receptov/Bluda_na_Rosh-Ashana/)
Ташлих
Ташлих - это
обряд, согласно которому после молитвы Минха идут к реке, к морю и др. и три
раза трясут краями одежды, как бы сбрасывая грехи в воду. Перед этим обрядом
читают стихи из Танаха, в частности, эти: «Кто Бог, как Ты,
прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не
вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами,
изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши.» (Мих.
7:18-19)
У Неемии сказано:
«И вытряхнул я [одежду] мою и сказал: так пусть вытряхнет Бог всякого человека,
который не сдержит слова сего, из дома его и из имения его, и так да будет у
него вытрясено и пусто! И сказало все собрание: аминь. И прославили Бога; и
народ выполнил слово сие.» (Неем. 5:13)
ШАНА ТОВА УМЕТУКА!
ХАГ САМЕАХ!
ТРУБЛЕНИЕ
В ШОФАР
1. Коронация Царя
Мессии Йешуа (1 Фес. 4:16)
2. Призыв к
покаянию (Лев. 23, Иоиль 2)
3. Воскресение из
мертвых (1 Фес. 4:16)
4. Бог пошлет
ангелов для сбора верующих (Мф. 24:31)
5. Восхищение
Церкви (1 Фес. 4:17)
6. Встреча с
Богом, дарование Торы на Синае (Исх. 19; 20)
7. Йом Киппур
(Лев. 23:27)
8.
"Связывание" Ицхака (Исаака)
9. Возвращение
Израиля (Ис. 27:13)
10.
Предупреждение о Божьем суде (Ос. 5, Амос 3)
Пусть Божьи
шофары трубят о вере в Сына! И нам нужно трубить, как шофары! Сын - наследник
всего! Через Сына Бог веки сотворил! Сын - вождь спасения! Сын приводит многих
сынов в славу! Барух hаба
бе-Шем Адонай!
- - -
«… шофар – источник радости и
веселья. Это стих: "Тогда наполнятся уста наши смехом и язык наш
весельем"36. Слово шофар – аббревиатура, составленная из первых букв четырех
слов этого стиха: "... схок пину у-лешонэйну рина" ("уста
наши пением и язык наш – весельем"). И поэтому после стиха: "Счастлив
народ, которому ведомо трубление..."37 – следуют слова: "Имени Твоему будут радоваться весь день".
Вникни также и в другое место
поучения38, где сказано: "По сути плач должен корениться в смехе, потому что
слово бэхия ("плач") является аббревиатурой слов "бэ-шимха
йегилун коль ха-йом" ("Имени Твоему будут радоваться весь
день"). («Учение раби Нахман из Браслава» http://www.judaicaru.org/library/r_nahman_2.html)
ПОЧЕМУ АВРААМ НАЗВАН ИВРИ (ЕВРЕЙ)?
"Мудрецы свидетельствуют, что Авраама назвали аиври (еврей), так как он
стоял по одну "сторону" (эвер), а весь мир — по другую. В идеологическом
смысле он противостоял всему, что считали священным его современники.Ради
успешного осуществления своей миссии Авраам был готов пожертвовать всем."
(Рав Цви Вассерман http://toldot.ru/tora/articles/articles_1363.html)
ПРИЗНАТЬ БОГА ЦАРЕМ
"В молитвах Рош Ашана мы говорим: "Твоя слава должна царить над всем
миром, над всем " (коль аолам куло). Зачем нужно лишнее слово куло,
"всем"? Оно пришло, чтобы сообщить нам следующую мысль: Ты должен
быть признан и объявлен царем, будь то в Святая Святых Иерусалимского Храма или
в газовой камере Аушвица; в самый счастливый миг или в трагической ситуации —
Б-г должен быть царем." (Рав Цви Вассерман http://toldot.ru/tora/articles/articles_1363.html)
"Мы можем короновать Б-га в любых обстоятельствах: либо осязаемо и
открыто, либо сидя в комнате в уединении и шепча над стаканом воды:
"Благословен
Ты, Ашем, Царь Вселенной..." Произнесение благословений или слов
"Барух Auiем" даже
в самые печальные и трагические моменты есть признание существования Б-га,
которое будет воистину оценено лишь вами и Им. Такое положение отражает
подлинную личную близость между творением и Создателем." (Рав Цви
Вассерман http://toldot.ru/tora/articles/articles_1363.html)
ЧТО ВАЖНЕЕ: РОЖДЕНИЕ ИЦХАКА (ИСААКА) ИЛИ
СВЯЗЫВАНИЕ ИЦХАКА НА ЖЕРТВЕННИКЕ?
"А теперь спросим себя, какой тип кидуш Ашем (освящение Имени Бога - прим.
В.Н.) оказал большее воздействие на человечество: лейдат Ицхак (рождение
Ицхака) или акейдат Ицхак (связывание Ицхака на жертвеннике)? На первый взгляд.
Имя Б-га в большей степени освятит семейная пара, получившая в награду сына. В
конце концов, это было чудо, которое ясно видели все, — наглядное подтверждение
безграничной власти Б-га. А акейдат Ицхак, хотя и являлся великим личным
подвигом, тем не менее был совершен не прилюдно, и мерилом ему служили лишь
внутренние критерии.
Правда, однако, в том, что акейдат Ицхак было более значительным событием. В
явных чудесах вклад самого человека в освящение Б-жественного Имени минимален.
А кидуш Ашем, подобный акейдат Ицхак, требует гораздо большего — Авраам являлся
полноправным партнером в освящении." (Рав Цви Вассерман http://toldot.ru/tora/articles/articles_1363.html)
ЧТО ТАКОЕ МИР (ВСЕЛЕННАЯ)?
"Мир — это
место, где Б-жественное присутствие едва ощутимо. Это место, где Всевышний
представляется чем-то далеким и скрытым. Именно поэтому на иврите мир
обозначается словом олам, что также означает скрытое.
Кроме того, мир
называется словом халал, буквально - "пустота", т.е. место, где едва
ощутимо сияние Б-жественного Присутствия. Но халал можно заполнить, именно для
этого человек и был помещен в этот мир. Когда бы и где бы человек ни заполнял
халал, он совершает кидуш Ашем — освящение Имени Бога. Но если человеку не
удается сделать этого, результатом будет хилул (вариант халал) Ашем —
осквернение Имени Б-га. Поэтому человек был благословлен на то, чтобы
"наполнить землю и покорить ее"." (Рав Цви Вассерман http://toldot.ru/tora/articles/articles_1363.html)
Подпишитесь на нашу
рассылку "Евреи, христиане и Слово Бога"