|
Мой сайт
Главная | | Регистрация | Вход | RSS
--> Главная » 2014 » Июнь » 8 » Рассказ о дажьбоге. Дажьбог.
|
Рассказ о дажьбоге. Дажьбог.
|
Дажьбог.
Дажьбог.
Поклонение солнцу и разным его божественным воплощениям было составной частью языческих религий едва ли не всех народов мира.У восточных славян следов солнечного культа множество, и самого разнообразного характера. К солнцу обращались как к источнику плодородия земли, подателю урожая, и народные обряды этого рода были широко популярны еще в XIX и XX веках. Позднее в летописи Дажьбог назван богом солнца, сыном бога Сварога, «сильным мужем». Летописный рассказ о нем нам придется оставить без внимания: русский (или южнославянский) автор перевел здесь фрагмент из византийской хроники Иоанна Малалы, просто подставив имя Дажьбога на место древнегреческого Гелиоса. Учтем лишь сам факт такого уподобления. В Древней Руси символические знаки солнца в виде кружочков с точкой или лучами в середине, крестов, колес со спицами и прочего наносились на многие предметы.Солнцу посвящались различные украшения, оберёги в виде круглых подвесок, яйца – писанки из терракоты и прочее.
Представление о солнце как о живом существе закрепились в языке, так что мы их не очень замечаем: «Солнце встало», «солнце садится», «солнце поворачивает на зиму». Народные песни сохранили обращения к нему как к живому, способному на отклик: «Обогрей нас, красное солнышко!», «Солнышко, вёдрышко, выгляни в окошечко, твои детушки плачут». Ярославна (в «Слове о полку Игореве») ищет спасение для мужа: «Светлое и трижды светлое солнце, для всех ты тепло и прекрасно!»
Солнце представлялось в виде шара, гигантского огненного колеса, катящегося по небу сравним с загадкой: («По заре Зарянской катится шар вертлянский»). На масленицу, когда праздновали приход весны и призывали весеннее солнце, возили на санях шест с надетым на него колесом – символом солнца, его обкладывали соломой и зажигали.
В Дажьбоге воплощались вечные и добрые свойства солнца – его тепло, свет, с ним связывали незыблемость постоянного круговорота природы и обеспечение жизненного благополучия людей. Но с ним же связывали и другой символ: о нем мы узнаём из словно бы попутных замечаний автора «Слова о Полку Игореве».
С горечью он вспоминает о временах княжеских междоусобиц, при которых «погибало достояние Даждьбожьего внука». А несколько ниже говорится о тяжких последствиях поражения Игоря от половцев, когда «невеселое время настало... встала обида в силах Даждьбожа внука». Из контекста ясно, что «внук» - это народ, русские люди, а Даждьбог - их мифический родоначальник, они - его потомки.
Дажь, Даждь - не правда ли, довольно странная, непривычная для современного русского языка форма? Откуда она?
Параллель к ней усматривают в корнедаг: слова с этим корнем в разных языках, принадлежащих к индоевропейской семье, сосредоточены вокруг значений «гореть», «жечь», «жар», «жара», «свет», «день». Значит, древнерусский «дажь» можно трактовать как прилагательное, по смыслу относящееся к одному из свойств солнца (славянское «дъжница» - утренняя заря).
Но у лингвистов существует и другая версия: «дажь» («даждь») - это форма повелительного наклонения от глагола «дать», то есть «дай». Имя божества можно читать и как составное: «Дай бог».
Но и это не все. Оказывается, в древности слово «бог» означало еще и долю, счастье (сравним:богатый - имеющий долю, счастье, тот, кому повезло, кому бог дал, убогий- не имеющий, несчастливый; украинскоенебог - нищий). Имя Дажьбог, следовательно, можно связать с древними представлениями о том, что именно божество наделяет счастливой долей одних и лишает ее других.
ПРИГЛАШАЮ ПООБЩАТЬСЯ СО МНОЙ
- 2012
- 05/24
- КАТЕГОРИЯ
- СЛАВЯНСКИЕ БОГИ
- Отправить коммент
Источник: everythingaboutrussia.ru
|
|
|
Просмотров: 564 |
Добавил: occuld
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Воскресенье, 19.05.2024, 00:24 Приветствую Вас Гость
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|